Skip to main content

НЬЮ-ЙОРК — Абдул «Дюк» Факир, последний оставшийся в живых оригинальный участник любимой мотаун-группы Four Tops, известной такими хитами, как «Reach Out, I'll Be There» и «Standing in the Shadows of Love», умер в возрасте 88 лет.

Факир умер в понедельник от сердечной недостаточности у себя дома в Детройте, сообщил представитель семьи, его жена и другие близкие были рядом с ним. Основатель Motown Берри Горди сказал в своем заявлении, что Факир помог олицетворить «зрелищность, класс и артистизм» Tops.

«Дюк был первым тенором — гладким, обходительным и всегда резким», — сказал Горди. «На протяжении 70 лет он сохранял нетронутым замечательное наследие Four Tops».

Абдул Дюк Факир из The Four Tops выступает на сцене First Direct Arena 1 апреля 2014 года. Redferns через Getty Images

Four Tops были одними из самых популярных и долговечных коллективов Motown, достигнув пика в 1960-х годах. В период с 1964 по 1967 год у них было 11 хитов, вошедших в двадцатку лучших, и два хита № 1: «I Can't Help Myself (Sugar Pie, Honey Bunch)» и оперная классика «Reach Out I'll Be There». Другие песни, часто саги о романтической боли и утрате, включали «Baby I Need Your Loving», «Standing in the Shadows of Love», «Bernadette» и «Just Ask the Lonely».

Многие из величайших звезд Motown, от Supremes до Стиви Уандера, выросли в компании из Детройта, основанной Горди в конце 1950-х годов. Но Факир, вокалист Леви Стаббс, Ренальдо «Оби» Бенсон и Лоуренс Пэйтон были вместе уже десять лет, когда Горди подписал с ними контракт в 1963 году (после того, как группа отвергла его несколькими годами ранее), и у них уже были отточенные сценические выступления и универсальный вокальный стиль, которые позволяли им исполнять все, от песен в стиле кантри до поп-стандартов, таких как «Paper Doll».

В начале своей деятельности они называли себя Four Aims, но вскоре переименовали себя в Four Tops, чтобы избежать путаницы с белым квартетом гармонии Ames Brothers.

Tops записывались на нескольких лейблах, включая знаменитый Chess Records в Чикаго, с небольшим коммерческим успехом. Но Горди и A&R-менеджер Микки Стивенсон объединили их с командой по написанию и продюсированию песен Эдди Холландом, Ламонтом Дозье и Брайаном Холландом, и они быстро прижились, смешивая плотные, завораживающие гармонии за настойчивым, иногда отчаянным баритоном Стаббса.

После того, как Холланд-Дозье-Холланд покинул Motown в 1967 году, Tops добились более спорадического успеха, выпустив в течение следующих нескольких лет такие хиты, как «Still Water (Love)» и пару песен, вошедших в топ-10 в начале 1970-х годов на лейбле ABC/Dunhill Records, «Keeper of the Castle» и «Ain't No Woman (Like the One I've Got)». В последний раз они попали в топ-20 в начале 1980-х годов с сентиментальной балладой «When She Was My Girl».

На фото участники The Four Tops (слева направо): Лоуренс Пэйтон, Леви Стаббс, Роналдо «Оби» Бенсон и Абдул «Дюк» Факир. Редфернс

На протяжении всего этого времени они оставались активными концертными группами и время от времени гастролировали с более поздними участниками Temptations, дружеское соперничество началось, когда группы выступили вместе на телевизионном концерте всех звезд 1983 года, посвященном 25-летию Motown. В то время как Temptations и другие коллеги страдали от проблем с наркотиками, разногласий и кадровых перестановок, Four Tops оставались едиными и нетронутыми до смерти Пэйтона в 1997 году. (Бенсон умер в 2005 году, а Стаббс в 2008 году).

Будьте в курсе самых важных новостей сегодняшнего дня

Оставайтесь в курсе последних событий с Evening Update.

Спасибо за регистрацию!

«Больше всего мне в них нравится то, что они очень профессиональны, они получают удовольствие от того, что делают, они очень любящие, они всегда были джентльменами», — сказал о них Уандер, когда он помогал включать их в Зал славы рок-н-ролла в 1990 году.

Позднее Fakir гастролировал под названием Four Tops с ведущим вокалистом Александром Моррисом, Ронни МакНейром и Лоуренсом «Рокелем» Пейтоном-младшим, сыном Лоуренса Пейтона.

«Поскольку каждый из них (первоначальных участников) уходил, частичка меня оставалась с ними», — сказал Факир UK Music Reviews в 2021 году. «Когда Леви покинул нас, я оказался в затруднительном положении относительно того, что я собираюсь делать с этого момента, но через некоторое время я понял, что название вместе с наследием, которое они нам оставили, просто должны продолжать существовать, и, судя по реакции публики, вскоре стало совершенно очевидно, что я поступил правильно, и я действительно рад этому».

Помимо Зала славы рока, их почести включают включение в Зал славы Грэмми в 1998 году и получение премии Грэмми за достижения всей жизни в 2009 году. Совсем недавно Факир работал над запланированным бродвейским мюзиклом, основанным на их жизни, и завершил мемуары «Я буду там», опубликованные в 2022 году.

Факир был женат дважды, последние 50 лет на Пайпер Гибсон, и имел семерых детей. (Шестеро пережили его). В середине 1960-х он был недолго помолвлен с Мэри Уилсон из Supremes.

Участники Four Tops (слева направо) Лоуренс Пэйтон, Алекс Моррис, Льюис (Ронни) Макнейр и Абдул «Дюк» Факир присутствуют на ужине Food Bank For New York City Can-Do Awards в Cipriani Wall Street 16 апреля 2019 года. AFP через Getty Images

Пожизненный житель Детройта, который оставался дома даже после того, как Горди перенес лейбл в Лос-Анджелес в начале 1970-х, Факир имел эфиопские и бангладешские корни и вырос в неблагополучном районе, где часто дрались конкурирующие черные и белые банды. Он рано мечтал стать профессиональным спортсменом, но также был талантливым певцом, чей тенор привлек к нему внимание как к исполнителю в его церковном хоре. Он был подростком, когда подружился со Стаббсом, и эти двое впервые пели с Бенсоном и Пейтон на вечеринке по случаю дня рождения, устроенной местной «девчачьей» группой, которую Факир запомнил как «высококлассных, очень прекрасных молодых леди».

«Пение было побочным продуктом наших походов на вечеринку в поисках девушек!» — сказал Факир в интервью https://writewyattuk.com в 2016 году.

«Мы сказали Леви просто выбрать песню и спеть главную. Мы просто подпевали ему. Ну, когда он начал, мы все подпевали, как будто репетировали песню месяцами! Наше сочетание было невероятным. Мы просто смотрели друг на друга, пока пели, и сразу после этого сказали: «Чувак, это группа! Это группа!»»

Leave a Reply